postheadericon Советы педагога (общение)

Как понять своего ребенка

Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребёнок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно любить.

Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников-мальчиков. Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нём, а главное  — по-разному осмысливают всё, с чем  сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы, взрослые.

Помните, что когда женщина воспитывает и обучает мальчиков, ей мало пригодится собственный детский опыт, и сравнивать себя в детстве с ними – неверно и бесполезно.

Не уличайте в неумении, а помогайте найти пути решения проблемы. Не сравнивайте ребёнка с другими, хвалите его за успехи и достижения.

Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания. Старайтесь, давая задания мальчикам, как в детском саду, так и в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребёнка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок. И в то же время не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков. Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.

С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо  постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам, подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.

Прежде чем ругать ребёнка за неумение, попытайтесь понять природу трудностей. Никогда не ругайте ребёнка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придёт время, и, по крайней мере в каких-то областях, он будет знать и уметь больше вас. А если тогда он повторит в ваш адрес те же слова, что сейчас говорите ему вы?

Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать своё отношение к ней – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что её ругают. Сначала разберите, в чём её ошибка.

Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, т.к. он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребёнок перестанет вас слышать.

Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого «эмоционального» полушария мозга). Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально (снижение активного левого «рационально-логического» полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.

Не переучивайте левшу – дело не в руке, а в устройстве головного мозга. Будьте терпеливы и внимательны к левше, помните, что он эмоционален и раним. Обучайте левшу, старайтесь сделать процесс обучения ярким и красочным, привлекайте наглядные пособия, чтобы он мог обучаться не столько через слова, сколько через предметы. Не переусердствуйте с соблюдением режима. Если ребёнок левша, для него жёсткое следование режиму может быть непомерно трудным. Берегите левшу от чрезмерных нервных нагрузок, будьте осторожны и тактичны, наказывая или ругая его. Его уникальность, непохожесть на других – это его достоинство.

Мы часто любим в ребёнке результаты своих трудов. А если результатов нет, виноват не ребёнок, а мы, потому что не сумели его научить. Бойтесь списывать свою некомпетентность, свои неудачи на ребёнка. Это вы педагог или родитель, а не он. К сожалению, мы любим тех, кого умеем научить.

Ребёнок не должен панически бояться ошибок. Невозможно научиться, чему-нибудь, не ошибаясь. Старайтесь не вырабатывать у него страха перед ошибкой. Чувство страха – плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни, и радость познания.

Запомните: маленькие дети не бывают ленивыми. «Леность» ребёнка – сигнал неблагополучия в вашей педагогической деятельности, в избранной вами методике работы с ним.

Для гармоничного общения необходимо, чтобы ребёнок учился по-разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно).

Признайте за ребёнком право на индивидуальность, право быть другим.

Никогда не забывайте, что мы ещё очень мало знаем о том, как несмышлёное дитя превращается во взрослого человека. Есть множество тайн в развитии мозга и психики, которые пока недоступны нашему пониманию.

Поэтому главное – стремиться выполнять заповедь  «НЕ НАВРЕДИ»!

 

Воспитатель С.А.Грязнова