Математические представления у детей раннего возраста
Математические представления у детей раннего возраста. Эта фраза может вызвать некоторые сомнения у родителей детей, которым не исполнилось и 2 лет, и улыбку у педагогов детей старшего возраста. Однако, чувство числа заложено у человека от рождения и способствует безопасности жизни. Много тепла и света или мало, много воды или мало и т.д.
Математические представления — по определению — следует понимать позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения математических представлений и, связанных с ними, логических операций: сравнения, анализа и синтеза, составления различных последовательностей, поиска закономерностей.
Основная цель математического развития детей в ДОУ: развитие мышления (анализ, синтез), развитие речи, развитие памяти. Математическое развитие тесно связано со всеми образовательными областями ФГОС ДО.
Задачи:
— Формировать количественные представления;
— Научить детей порядковому счёту;
— Создать заинтересованность сложения и вычитания;
— Выучить последовательность числового ряда.
Содержание и методы работы:
- Формировать представления о свойствах предметов: цвет, размер и форма. Дети осваивают материал методом наблюдения: накладывание, «такой же — не такой», «одинаковый — разный», при чтении художественной литературы и в игре. Например, сказка «Три медведя» — отношение между величиной медведей, чашек, стульев, кроватей и их количество — три. На третьем году жизни ребёнок узнаёт и называет 6 цветов: 4 основных цвета (красный, синий, желтый, зеленый), черный и белый.
- Формировать представления о счёте. К 3 годам — 1, 2, 3. Ребёнок овладел счётом, когда самостоятельно он сможет сосчитать и повторить число счета, т.е. установить взаимооднозначное соответствие предметов. Аксиома счёта — начинать с любого предмета, не попускать ни одного предмета, не называть предмет дважды. Например, вариант игрового освоения счетом в раннем возрасте — чтение сказки «Репка», сопровождающееся счетом.
- Формировать представления о пространстве, широко используя физкультурные подвижные игры на ориентировку в пространстве (физическое развитие); при освоении наречий: вверх-вниз, слева-справа и предлогов: над, под, в (речевое развитие); в конструировании из разных материалов — объёмное и плоскостное представление (художественно — эстетическое развитие).
- Формировать представления о времени. Ребёнок постепенно осваивает временные понятия через цикличность режимных моментов (просыпаемся – «утро»; обедаем, играем — «день»; темнеет — «вечер», ложимся спать — наступает «ночь»).
- Формировать представления о количестве. Дети легко осваивают понятия: «один-много, лишний, не хватает» в конструктивных играх (познавательное развитие).
Воспитатель второй группы раннего возраста
Пильгун Светлана Александровна