Воспитатель второй группы раннего возраста №2
Головкина Н.В.
Гимнастика для малышей.
Умение детей двигаться не передается по наследству, а формируется в зависимости от условий, в которых растет малыш, поэтому одни дети не умеют ползать, а сразу учатся ходить, а другие умеют сидеть и совсем не ползают, третьи начинают плавать раньше, чем ходить, и т.д.
Годовалый ребенок чаше всего умеет уже ходить и стоять без опоры, затем появляются новые движения – умение приседать и сидеть на корточках. На протяжении второго года жизни происходит дальнейшее развитие координации движений туловища, рук, пальцев. Правильные движения ребенка – показатель нормального и своевременного его развития.
Если вы сумеете с первого шага придать ребенку правильное положение, вы вручите ему на всю жизнь красивые ноги. Хождение стимулирует кровообращение, активизирует дыхание, заставляет работать мышцы нижних конечностей. Малыш, начавший ходить, быстрее взрослеет. Перед тем, как пустить ребенка на пол, откройте окно. Ходьба заставит его глубже дышать, и лучше, если он будет вдыхать чистый воздух.
Задачи гимнастики на втором и третьем году жизни следующие:
Первая задача — научить ребенка правильно ходить. Годовалый ребенок еще теряет равновесие, ходит, часто перебирая ножками, почти бегом, чтобы не упасть, причем полноценные самостоятельные шаги у ребенка появляются после развития координации в движениях рук. Для воспитания правильной ходьбы нужно приучать детей ходить, сближая ноги и ставя их параллельно, т.е. нужно учить детей по ограниченной по бокам поверхности. Это ходьба по скамейке, доске, дорожкам, шириной от 30-25 см. до 15-10см.
Вторая задача – воспитывать чувство равновесия. Для этого надо учить детей ходить по ограниченной поверхности, приподнятой на определенную высоту (от 1,5-2 см в начале 2 года до 15-20 см – в конце). Принцип один: чем выше поверхность, тем она должна быть шире.
Третья задача – профилактика плоскостопия, которую мы решаем, выпуская ребенка ходить босиком по неровной поверхности (песок, гравий, трава, ворсистый ковер, массажный коврик или специальное пособие – ребристая доска, которая используется в ДОУ).
Четвертая задача – упражнения мышц спины для формирования правильной осанки. Для этого ребенку со 2 года предлагают упражнения в подлезании под… что-то (скамья, палка, веревка, обруч), лишь бы поверхность была высотой 25-30 см, так, чтобы свободно проходила голова.
Пятая задача – воспитание координации движений. Для этого предлагают ребенку упражнения в сложной ходьбе, вхождении и схождении с одного предмета на другой, перешагивании через предметы.
Большое внимание, как и на первом году уделяется так называемым общеразвивающим упражнениям.
Проводя гимнастические упражнения с ребенком, надо придерживаться следующих правил:
-
стараться включать в работу все группы мышц (спинки, животика, плечевого пояса, ручек, ножек);
-
чередовать упражнения и отдых;
-
менять исходное положение ребенка (стоя, сидя, лежа на животике, на спинке).
До 1 года 2 месяцев среди гимнастических упражнений должны еще оставаться приемы массажа – массаж спинки, живота.
Постарайтесь увлечь малыша занятиями, вызывайте у него интерес, обращаясь со словами: «ложись, как рыбка», «тянись, тянись, посмотри, какой ты высокий» и т.п. Если гимнастика доставляет ребенку радость, нравится ему, то занятия физкультурой станут любимой игрой.